Космические корабли, которые бороздят...

Пожалуй, самыми интересными объектами в Игре Жизнь почти с самого ее начала были космические корабли. Это образцы, которые, подобно осцилляторам периодически повторяют сами себя. Но, в отличие от осцилляторов, они при этом каждый раз сдвигаются на новое место.


Почти 20 лет в Жизни было известно практически только 4 космических корабля. Это движущийся по диагонали глайдер и три ортогональных корабля - легкий космический корабль (ЛКК), средний космический корабль (СКК) и тяжелый космический корабль (ТКК). На самом деле кораблей было больше - попытка построить более тяжелые космические корабли привела к появлению флотилий, которые, по сути дела, тоже являются космическими кораблями. Но очевидность разбиения флотилий на знакомые составляющие части (некоторые из которых не могут существовать сами по себе) привела к тому, что флотилии часто рассматривались, как составные объекты.


Эти 4 корабля (сейчас их называют стандартными космическими кораблями) являются самыми маленькими космическими кораблями. Они очень часто появляются при исследовании других конфигураций или в случайных образцах. Особенно это касается глайдера, который состоит всего из пяти ячеек.


Другие космические корабли, обнаруженные после 1989 года, не могут появиться в случайных конфигурациях. Вернее, вероятность их появления настолько мала, что никто из исследователей никогда не наблюдал их случайного появления, и вряд ли когда такое может случиться. Чтобы обнаружить эти космические корабли, исследователям пришлось разработать специальные программы поиска, то есть привлечь к этому делу компьютер. Но и использование поисковых программ из-за необходимости рассматривать огромное число вариантов ограничено довольно узкой областью. Так возможен поиск космических кораблей, имеющих период не более пяти - для больших периодов время поиска превысило бы всякие разумные пределы. Но и в пределах этих периодов накладываются довольно жесткие ограничения либо на длину корабля, либо на его ширину. Поэтому программы поиска находят, в основном, только либо широкие и короткие корабли, либо длинные и узкие корабли.


Тем не менее использование программ поиска позволило не только найти некоторые космические корабли, но и подметить некоторые особенности их структуры. Выделение некоторых повторяющихся в разных кораблях частей (названных компонентами) и правил их соединения в единый корабль позволило разработать для периодов 2 и 3 так называемые грамматики. Эти грамматики позволяют строить новые космические корабли из компонентов, как из кубиков. При этом становится возможным создание космических кораблей неограниченной ширины и неограниченной длины. Такие корабли никогда бы не обнаружила никакая программа поиска.


Другое направление в создании новых космических кораблей - это поиск тагалонгов. Тагалонги - это объекты, которые неустойчивы сами по себе, но, будучи прицепленными к космическому кораблю, могут двигаться вместе с ним. По-существу, тагалонги - это такие же компоненты космического корабля, как и компоненты грамматик. Единственное их отличие от компонентов состоит в том, что если удалить тагалонг, то космический корабль будет существовать, как ни в чем не бывало, а если удалить компонент, то оставшаяся часть космического корабля станет неустойчивой.


Использование компонентов и тагалонгов позволяет строить космические корабли самых причудливых форм: ветвистые космические корабли, корабли с внутренными отверстиями и т.п.


Одной из наиболее интересных особенностей космических кораблей являются искры, которые иногда могут появляться на их краях. Искры - это отделившиеся от тела корабля ячейки или группы ячеек, которые после этого умирают. Искры могут использоваться несколькими различными способами.


Прежде всего искры - это традиционное место прикрепления тагалонгов к телу корабля. Кроме того, искры могут использоваться для влияния на объекты, мимо которых проходит корабль. Искры вносят возмущения в работу таких "придорожных" объектов. В то же время сам корабль никакого дискомфорта не чувствует, поскольку искры от него отделились. Ну и, наконец, сами искры могут быть возмущены и превращены из виртуального в какой-нибудь реальный объект. Это превратит космический корабль в паровоз.


Обо всем этом и о многом другом читайте в серии статей Дэвида Бэлла "Космические корабли в Жизни Конуэя". Русский перевод этих статей вы можете найти в архивах нашего сайта. Соответствующие англоязычные оригиналы ищите на сайте автора.


У нас вы можете скачать следующие файлы:
Дэвид И. Бэлл. Космические корабли в Жизни Конуэя (часть1).
Дэвид И. Бэлл. Космические корабли в Жизни Конуэя (часть2).
Дэвид И. Бэлл. Космические корабли в Жизни Конуэя (часть3).
Дэвид И. Бэлл. Космические корабли в Жизни Конуэя (часть4).
Дэвид И. Бэлл. Космические корабли в Жизни Конуэя (часть5).
Дэвид И. Бэлл. Космические корабли в Жизни Конуэя (часть6).
Дэвид И. Бэлл. Космические корабли в Жизни Конуэя (дополнение).
Дэвид И. Бэлл. Технология скорости c/3 в Жизни Конуэя.

к началу страницы
Rambler's Top100


Hosted by uCoz